Усаживаясь в автомобиль и пристегиваясь трехточечным ремнем безопасности, вы вряд ли осознаете, что в очередной раз используете одно из самых важных изобретений в автомобильной промышленности за всю ее 120-летнюю историю. Со времен создания Нильсом Болином в 1959 г., трехточечный ремень безопасности спас около миллиона человеческих жизней и защитил от травм миллионы участников ДТП. В 1958 г. патент Болина на ремень безопасности вошел в составленный Патентным бюро Германии список из восьми изобретений, сыгравших, наравне с изобретениями Бенца, Эдисона и Дизеля, наиболее важную роль в жизни человечества за последнее столетие.
Простота конструкции и высокая эффективность трехточечного ремня безопасности гарантирует сохранение его центральной роли в системе пассивной безопасности автомобиля по крайне мере на ближайшие десятилетия. В то же время, при неизменности конструкции, дополнение ремня механизмами инерционного блокирования, преднатяжения, ограничения натяжения позволяет сделать его более удобным в эксплуатации и максимально использовать потенциал ремня для защиты водителя и пассажиров.
Диагональная ветвь ремня, проходящая по грудной клетке и плечу, передает на них максимальную энергию удара при столкновении или резком торможении. Нижняя часть ремня должна удерживать человека за тазовые кости, но ни в коем случае не за живот. Чем плотнее ремень прилегает к телу, тем выше уровень защиты. Натяжение ремня усиливают преднатяжители.
Это необходимо, например, когда под ремнем окажется теплая зимняя одежда. Натянутый ремень позволяет удержать человека в сидении на самом первом этапе столкновения или резкого торможения. Но ребенок антропометрически отличается от взрослого, из-за чего невозможно обеспечить прохождение по его телу диагональной ветви ремня точно так же, как по телу взрослого. Эту задачу решает детское удерживающее устройство.
С 2003 г. законодательные требования к детским удерживающим устройствам закреплены Правилом ЕЭК ООН № 44.03 (с июня 2009 г.— ЕЭК ООН № 44.04), которые определяют удерживающее устройство как совокупность элементов, которая может включать комплект лямок или гибких элементов с пряжками, устройств регулирования и крепления, дополнительное устройство, например, съемную автомобильную колыбель, съемное детское кресло, дополнительное сиденье, противоударный экран.
Правила ЕЭК ООН подразделяют детские удерживающие устройства на 5 групп, определяемые массой и примерным возрастом ребенка, для которого предназначена каждая группа.
Группа | Масса тела ребенка | Примерный возраст |
группа 0 | до 10 кг | с 0 до 9 месяцев |
группа 0+ | до 13 кг | от 0 до 1,5 лет |
группа 1 | 9-18 кг | с 9 месяцев до 4 лет |
группа 2 | 15 кг и более | примерно с 4 лет |
группа 3 | 25 кг и более | примерно с 6 лет |
Огромное разнообразие детских автокресел можно разделить на две примерно одинаковые группы:
Вне зависимости от качества автокресел принцип их использования в подавляющем большинстве одинаков — кресло устанавливают на автомобильное сиденье и прикрепляют к нему штатным ремнем безопасности. Международная организация по стандартизации ISO предложила стандарт ISOFIX для крепления кресла без ремня. В этом случае сиденья автомобиля должны иметь специальные прутки, которые будут захватываться установленными на салазках кресла замками.
Выбор есть, а дети, которых по-прежнему перевозят в автомобилях не закрепленными в удерживающих устройствах, продолжают погибать и получать ранения в ДТП. В 2008 г. при оформлении 958 ДТП было установлено, что гибель 119 и ранения 958 детей произошли из-за их перевозки без удерживающих устройств. Чтобы предотвратить массовое нарушение правил перевозки детей сотрудниками ГИБДД проводится ряд профилактических мероприятий:«Внимание — дети!», «Внимание — в машине ребенок!», «Ребенок — главный пассажир».