Грудной возраст – наиболее ответственный этап в жизни ребенка, когда происходит постоянное развитие двигательных, психических и речевых функций. Родителям бывает очень сложно разобраться во всех тонкостях этого развития, правильно оценить является ли оно нормальным; ответить на вопрос нет ли задержки развития. Данная статья преследует цель помочь читателям правильно расценить развитие своего ребенка, которое представлено по последовательным возрастным периодам.
Здоровый новорожденный ребенок в первые недели жизни большую часть времени спит, просыпаясь только для кормления. Его не интересуют никакие стороны внешней жизни, а главное, о чем он «заботится», — так это комфорт, или, вернее отсутствие дискомфорта. Новорожденный постоянно и очень легко попадает в состояние дискомфорта. Перед кормлением он почти всегда беспокоен и раздражен; он также наверняка расплачется, если ему быстро не сменить мокрые пеленки, при плаче глаза обычно закрыты, слез нет, резко выражены носогубные складки и складки на лбу, отчего лицо приобретает хмурое выражение – реакция неудовольствия. Многие признаки неудовольствия можно устранить, если спокойно взять малыша на руки и покачать. Подобным же образом рассерженный малыш успокаивается при сосании, даже если оно не сопровождается заглатыванием молока или воды. На 3-4 неделе у ребенка, в ответ на обращенный к нему ласковый голос, улыбку может возникнуть так называемое ротовое внимание: ребенок замирает, по круговой мышце рта прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка вытягиваются вперед, ребенок, как бы «слушает» губами. В возрасте 1 мес. на обращение взрослого к ребенку вслед за этой реакцией начинает появляться улыбка. Поведение новорожденного состоит из небольшого числа весьма несовершенных и изолированных рефлексов. Это простые единицы поведения (поиск ртом и сосание, хватание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют основные элементы последующего интеллекта. Наблюдая за новорожденным ребенком, лежащим на спине, родители могут заметить, что его руки согнуты и приведены к туловищу, кисти рук сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными («кулачковая поза»); ноги также согнуты и слегка отведены в бедрах. К четырем неделям ребенок лежа на спине принимает типичную позу, определяемую тоническими шейными рефлексами, или позу «фехтовальщика» — голова повернута к плечу; рука, к которой повернута голова, разогнута, противоположная – согнута в локтевом суставе. К концу периода новорожденности, а у отдельный детей и раньше появляется возможность кратковременно удерживать взгляд на блестящем предмете, иногда наблюдаются попытки проследить глазами за движущимся предметом. Новорожденный ребенок, даже недоношенный, должен слышать. В ответ на громкий звонок, голос или звук погремушки ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб и у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. На 2-й недели жизни появляется слуховое сосредоточение – плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается.
В течение первых недель жизни воспитание, развивающее ребенка, состоит, главным образом в стабилизации неустойчивых, легко разрушающихся форм поведения, имеющихся у малыша при рождении. Следует часто обращаться к своему ребенку и реагировать на его крики со всей быстротой, на которую вы способны. Необходимо научиться находить причину неудовольствия малыша и определять, насколько она серьезна. Постоянный и быстрый ответ на плач младенца приводит к установлению крепкой привязанности между малышом и взрослым. Не следует отказываться брать на руки из-за боязни избаловать его.
Характерной особенностью этого возраста является установление ритма сна- бодрости, удлинение бодрствования по сравнению с периодом новорожденности до 5-8 час. в сутки. Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и развития более разнообразных эмоциональных реакций. В периоды бодрствования ребенок этого возрастного периода прислушивается к окружающим звукам, может что-то рассматривать, сопровождая эти действия протяжными звуками, улыбкой, обозначающей, что он находится в хорошем настроении. Если родители начинают ласково разговаривать с малышом, то плачущий ребенок замирает, спокойно будет «прислушиваться», с 2 мес. в ответ появляется закономерная улыбка, а к 2,5 – 3 мес. уже смех. Кроме того, в ответ на общение ребенок этого же возраста сам начинает произносить звуки в паузах между звуками взрослых. К 2,5 – 3 мес. появляется комплекс оживления – вскидывание ручек, перебирание ногами, радостное повизгивание, начальные звуки гуления, смех, общее мимическое оживление.
В этом периоде отмечается увеличение объема активных и пассивных движений. С 2 мес. ребенок более свободно двигает руками, потягивается; в дальнейшем он начинает поднимать руку над лицом и разглядывает ее. Улыбка и рассматривание руки появляется на фоне всевозрастающего бодрствования, и означают начало научения. Однако, возможности малыша еще весьма скромные, его двигательная активность ограничена. На 2-м месяце ребенок может удерживать голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослых, но периодически голова опускается, хотя он тут же пытается вновь поднять ее. К третьему месяцу ребенок прочно удерживает голову в вертикальном положении. В возрасте 2 мес. в положении на животе малыш сначала ненадолго приподнимает голову, а с 2,5 мес. приподнимание и удерживание головы становится закономерной реакцией, при этом ребенок слегка выдвигает локти вперед и опирается на предплечья, а также может активно двигать ногами. В этом возрастном периоде начинают угасать безусловные рефлексы новорожденного , в частности рефлекс опоры и автоматической походки. Ребенок, удерживаемый в вертикальном положении, становится на наружные края стоп, а не опирается на полную стопу как раньше и не делает шаговых движений. Эмоциональные реакции ребенка могут сопровождаться дрожание ручек и подбородка (тремором), что не должно пугать окружающих и является физиологической нормой для этого возрастного периода.
Период от 3 до 6 мес. – это время, когда у ребенка преобладает замечательное по своим проявлениям настроение, которое может нарушить разве только прорезывание зубов, случайное нездоровье или нарушение пищеварения. Малыш постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но чаще предпочитает рассматривать свои руки, а также обнаруживает, что у него есть ноги, которые до этого как бы не существовали для него. Он не только рассматривает игрушку, но и прослеживает за ее перемещением, самостоятельно берет ее в руки, тянет в рот. Причем все эти действия эмоционально окрашены, т.е. принимают форму элементарной начальной игры.
Также в этом возрасте появляется истинное или певучие гуление – ребенок издает протяжные звуки, сочетание звуков («баа», «маа») и в это время как бы прислушивается к самому себе. Обычно ребенок с 4 мес., находящийся в состоянии активного бодрствования, оживляется при виде матери, но реакция узнавания матери в этом возрасте еще не постоянна и зависит от многих условий.
На этой фазе развития появляются новые двигательные навыки. На четвертом месяце жизни ребенок обычно приобретает способность поворачивать набок. При этом он слегка приподнимает голову и поворачивает ее в сторону, за головой поворачивается туловище как единое целое. Некоторые дети при поворотах сначала делают мостик, а затем из этого положения, оттолкнувшись ногами, поворачиваются набок. Довольно скоро появляется еще одно умение – переворачиваться со спины на живот. Как только малыш сумел это сделать, он начинает повторять его снова и снова. Новая поза на животе увеличивает радиус обозрения и становится привлекательной для ребенка.
Отличительной особенностью поведения ребенка этого возрастного периода является постоянное сосредоточивание на каком-либо виде деятельности. Ребенок берет в руки игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, трясет, стучит ими, тянет в рот. Все эти действия сопровождаются оживленной мимикой и, разнообразными по интонациям голосовыми реакциями: радости, удивления, удовольствия. Это и есть проявление активной познавательной деятельности. Малыши в этот период очень контактны. В первую половину этой фазы они расположены почти к каждому человеку. Ребенок оказывает предпочтение особенно матери и другим членам семьи ,о котором говорит легко возникающая улыбка. Тем не менее, начиная с пятого-шестого месяца жизни отношение ребенка к людям все более дифференцируется. В шесть месяцев уже вполне можно обнаружить изменение в поведении малыша при виде незнакомого человека, которое состоит в том, что посторонние люди вдруг вызывают у него колебания, а потом страх. На этом этапе появляется новый компонент общения – ребенок протягивает руки, показывая, что он хочет на руки, либо тянется к далекому предмету, если он хочет, чтобы к нему приблизили этот предмет – это начальный элемент общения со взрослыми с помощью жестов.
В четвертом возрастном периоде двигательная активность ребенка многообразна. Большинство малышей использует руки для доставания предметов уже к началу четвертого возрастного периода. Как только он научился доставать предметы, можно быть уверенным, что он будет доставать все, до чего может дотянуться. Помимо доставания предметов малыши уже очень хорошо умеют переворачиваться с живота на спину и обратно. К 7,5 мес. они начинают садиться и постепенно овладевают этим навыком. Кульминационным моментом этого периода является ползанье. Иногда дети делают это классическим способом, становясь на руки и колени и координированно двигаясь на четвереньках. Но есть дети, которые передвигаются бросками, или же сцепляя руки и подтягиваясь на локтях. Важен здесь не избранный способ передвижения, а сам факт , что большинство детей пытаются при первой же возможности передвинуться на новое место. Это страсть к передвижению вызвана жгучим любопытством к миру и желание его исследовать. Поэтому следует создавать условия, благоприятствующие приобретению ребенком способности к перемещению в пространстве. Это значит, что родители должны класть ребенка на пол, лучше на одеяло, соответственно одев его при этом, а затем позволять ему передвигаться по желанию. Злоупотребление манежем, детским стульчиком, столиком для игры облегчит жизнь родителям, но не ребенку.
В основе деятельности ребенка пятого возрастного периода лежат повторные предметные действия, он может уже манипулировать с предметами. Кроме того его деятельность принимает характер начального целенаправленного действия, предпринимая которое, ребенок как бы предвидит его результат. Поэтому в поведении ребенка начинают преобладать такие действия, как вкладывание предмета в предмет, надевание одного предмета на другой и пр. При этом он хорошо захватывает предметы двумя пальцами, манипулирует 3-4 предметами, может действовать одной рукой, активно стремится к повторению действий. Все действия ребенка эмоционально окрашены. При выполнении какого- либо действия лицо его сосредоточено, если действие удалось, это вызывает радостное оживление, смех, лепет. Неудавшиеся попытки сопровождаются мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем. Контакт с ребенком этого возраста обычно устанавливается не сразу, так как у него четко выражена реакция на незнакомое лицо. Меняется также тип общения, он становится предметно действенным, т.е. контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью различных ярких предметов и игрушек. Малыш может в этом возрасте понимать обращенную речь, воспринимать отдельные инструкции, например при слове «нельзя» большинство детей перестают тянуться к предмету. Примерно с 10 мес. у ребенка можно выработать сочетание слова с предметом уже вне конкретной ситуации, так если взрослый произносит слово «чашка», то вначале при этом слове малыш поворачивает голову всегда к тому месту, где стоит его чашка, а в дальнейшем он тянется к любой чашке. К 12 мес. ребенок начинает выполнять несколько простых инструкций, а также произносит 5-6 лепетных слов. Может рассматривать книжки, узнавать знакомые предметы на картинках, обозначать их различными губными звуками, междометиями, восклицаниями, лепетными словами.
На 9-10 мес. у ребенка появляется и становится более прочной реакция вставания на ноги, держась за опору; постепенно она совершенствуется – малыш становится более устойчивым, может длительно стоять около опоры. В 10,5 – 12 мес. дети осваивают возможность присесть без опоры, поднять с пола интересующий их предмет. Если в конце предыдущего периода ребенок только начинал переступать при поддержке за руки, то в возрасте 10 мес. дети ходят более уверенно, держась за какую- либо опору, затем ребенок уже ходит при поддержке только за одну руку и в 11-12 мес. делает попытки ходить самостоятельно. Полученные навыки совершенствуются в течение 3-4 недель. Ходьба является важнейшей конечной целью общего статического развития. Самостоятельное хождение приходится в среднем на конец первого года жизни, однако некоторые дети могут довольно свободно ходить в 8-9 мес., другие же начинают ходить позднее.