После первого вздоха малыш с удовольствием лакомится первыми каплями грудного молока. Став постарше, игнорирует кашу, предпочитая ей бутерброд. Старается раздобыть парочку конфет у бабушки и не реагирует на просьбы мамы съесть полезный фрукт. Как и когда закладывается культура правильного питания? Какие основные правила введения первого прикорма важно соблюдать? Почему ребенок отказывается от еды?
Если вы кормите малыша грудью, желательно приобрести электронные весы для контроля объема съеденного молока. Как правило, ощущения мамы о количестве молока не всегда объективны. Важно помнить, что количество молока, которое кормящая мама может сцедить всегда больше, чем количество молока, которое реально высасывает малыш. На первом месяце жизни идеально свободное вскармливание по требованию ребенка. Однако к концу первого месяца жизни малыш должен «установить» режим кормлений — не более восьми за сутки. Это возможно только при наличии достаточного количества молока у мамы, удобной форме соска и хорошего оттока молока из альвеол.
При отсутствии хотя бы одной из этих составляющих кормление будет вызывать беспокойство у ребенка, и он рефлекторно, чтобы успокоиться, будет требовать грудь все чаще и чаще. Таким образом, вскармливание станет не свободным, а беспорядочным, что будет нервировать и маму, и малыша.
Периодическое проведение контрольного взвешивания поможет вам лучше разобраться в желаниях и требованиях ребенка и не позволит пропустить серьезные отклонения в здоровье малыша, «списав» их на желание поесть.
Ваш ребенок очень быстро растет и набирается сил. Одного грудного молока или детской молочной смеси ему уже недостаточно. Возникает необходимость введения прикорма.
Прикорм – это введение правильно подобранных продуктов и блюд на основе круп, овощей и фруктов, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы и др.
Здоровым детям на грудном вскармливании введение прикорма начинают с шестимесячного возраста при непременном условии полноценного питания матери с использованием специализированных продуктов или витаминно-минеральных препаратов. Также контролируется и уровень гемоглобина у малыша. Введение прикорма у детей на смешанном или искусственном вскармливании происходит раньше – в четыре с половиной – пять месяцев.
Существуют определенные правила введения прикорма у детей, которые необходимо соблюдать:
Первой новой пищей для малыша является овощное пюре. Его начинают давать с одной чайной ложечки, постепенно заменяя им одно кормление (180 – 200 г).
Первоначально используют один вид овощей (например, кабачок), а затем, с учетом переносимости следует добавлять в пюре другие овощи (цветную капусту, брокколи, картофель, тыкву). Предпочтение следует отдавать тем баночкам с овощным пюре, в составе которых содержатся только данный овощ и вода.
Затем в рацион ребенка можно вводить фруктовое пюре, его объем к году составляет 80 – 100 г. Сначала оно должно содержать один фрукт (например, яблоко, грушу, персик, сливу, банан). В составе баночного фруктового пюре обязательно содержится консервант, обычно это аскорбиновая кислота.
Последовательность введения овощного и фруктового пюре можно менять, однако, помните, что вкус фруктов более приятен ребенку. Поэтому овощное пюре после фруктов многие дети едят менее охотно.
Дальше наступает очередь каш. В качестве первой кашки педиатры рекомендуют безмолочные и безглютеновые: гречка, рис или кукуруза. Злаки, содержащие глютен (белок злаковых), вводят не ранее восьми месяцев.
Объем каши к году составляет 200 г в одно кормление.
В шесть с половиной – семь месяцев вводится мясо в объеме 50 – 70 г. Лучше начинать вводить мясо в такой последовательности: ягненок, кролик, индейка, говядина, свинина, курица. Обычно мясо добавляют в овощное пюре.
С семи – семи с половиной месяцев в рацион малыша вводят творог. Объем творога к году – 50 г. Для улучшения вкуса творог можно смешивать с фруктами.
С восьми месяцев вводим яичный желток, добавляя его в кашу или овощное пюре. Начинаем с четвертинки и доводим до половинки желтка. Давать его достаточно один – два раза в неделю.
С семи месяцев можно давать ребенку соки, причем делать это в той же последовательности, в которой вводилось фруктовое пюре. Сок лучше разбавлять водой в соотношении 1:2. К году объем неразведенного сока, который может выпивать ребенок в течение дня составляет 100 мл.
С семи с половиной месяцев ребенку можно давать сухарики или печенье (5 -10 г), а с восьми месяцев – кусочек пшеничного хлеба. Малышу доставляет большое удовольствие сосать сухарик или грызть печенье.
Важно помнить, что эти лакомства не стоит давать между приемами пищи! Это может привести к тому, что ребенок начнет отказываться от основной еды.
К концу первого года жизни у малыша уже формируется рацион из завтрака, обеда, полдника и ужина.
Наверное, не встретишь такую маму, чей ребенок хотя бы раз не отказался от еды. Отказ малыша от пищи может быть обусловлен многими причинами.
Психологические причины отказа от еды обычно связаны с дефектами ухода за детьми первого года жизни. Это может быть и большое количество кормлений (до десяти раз в сутки без ночного перерыва), и позднее введение прикорма, и длительное использование сосок, и раннее отлучение от груди и пр.
Раннее введение в рацион малыша продуктов несоответствующих возрасту (кондитерских изделий, копченостей, колбасных изделий) приводит к угнетению ферментативной системы желудочно-кишечного тракта, нарушению микрофлоры кишечника, снижению иммунитета и, как следствие, к отсутствию аппетита. Малышу гораздо интереснее погрызть печенье, съесть кусочек колбасы, особенно, если это родители позволяют делать в перерывах между основными приемами пищи.
Отсутствие режима питания (завтрак, обед, полдник и ужин), прием пищи в разное время и в разных местах также влияет на отношение ребенка к еде.
Но есть причины и более сложные – заболевания нервной системы, эндокринной системы, аномалии развития желудочно-кишечного тракта, при которых основной жалобой родителей является отказ малыша от еды.
Прежде чем давать ребенку препараты для улучшения аппетита, коррекции микрофлоры кишечника, улучшения переваривания пищи, необходимо пройти полное обследование у хирурга, психоневролога, гастроэнтеролога, психолога. Только при исключении органической патологии и нормализации психологической ситуации вокруг ребенка можно подобрать то или иное лечение.